+20 баллов завершено 04.06.2017
Станции–памятники московского метро
Вопрос 1. Как вы считаете, каким станциям Кольцевой линии метрополитена необходимо придать статус памятников в первую очередь?
Вопрос 1. Как вы считаете, каким станциям Кольцевой линии метрополитена необходимо придать статус памятников в первую очередь?

Московское метро — не только крупнейшее транспортное предприятие столицы, но и уникальный подземный музей. 12 его станций уже объявлены объектами культурного наследия регионального значения. Охранный статус обеспечивает сохранность станций метро в первоначальном историческом виде и ужесточает ответственность за причинение вреда данным памятникам. Сейчас проводится работа по включению в реестр станций Кольцевой линии, которые были построены в 50-е годы прошлого века. Все они выявленные объекты культурного наследия. Включение в реестр памятников — длительная и трудоемкая работа. Очередность постановки станций на учет будет определена по результатам голосования.

Как вы считаете, каким станциям Кольцевой линии метрополитена необходимо придать статус памятников в первую очередь?

Выберите до трех вариантов ответа.

Всего в столичной подземке 203 станции, из них 12 уже являются объектами культурного наследия и находятся под охраной государства. В основном это станции, построенные в годы Великой Отечественной войны, а также станции, служившие укрытием во время авианалетов и размещения военных командных пунктов. Это станции «Автозаводская» (1943 г.), «Бауманская» (1944 г.), «Измайловский парк» (1944 г.), «Красные ворота» (1935 г.), «Кропоткинская» (1935 г.), «Маяковская» (1938 г.), «Новокузнецкая» (1943 г.), «Павелецкая» (1943 г.), «Семеновская» (1944 г.), «Чистые пруды» (1935 г.), «Электрозаводская» (1944 г.), а также «Университет» (1959 г.). 

Работа по включению станций метро в специальный реестр объектов культурного наследия продолжается. В 2017-2018 годах планируется придать охранный статус станциям Кольцевой линии метро.

Создание Кольцевой линии подземки было связано с необходимостью разгрузить радиальные линии и облегчить пересадки с одной ветки на другую. Открытие 12 станций стало знаковым событием для Москвы послевоенного времени. Каждая станция отличается индивидуальностью как конструктивного, так и декоративного решения, но все они одновременно объединены единой темой триумфа великой Победы, прославления народа-победителя. Для воплощения идеи торжества убранство станций Кольцевой линии получило подчеркнуто парадное оформление в формах классической архитектуры античности, средних веков и эпохи Возрождения.

Станция «Краснопресненская»

Свое название станция получила по расположенной в этом районе Москвы улице Красная Пресня, которая, в свою очередь, получила название «Красная» в честь революционных событий 1905 года на Пресне. Поэтому основной темой в художественном оформлении станции стала тема революционного движения в России начала ХХ века: своды центрального зала декорированы 14 барельефами с изображениями событий 1905 и 1917 годов, выполненными скульпторами Н.А. Щербаковым, Ю.П. Поммером, В.А. Федоровым, Ю.Г. Ушковым, Г.Н. Колесниковым. Пилоны станции облицованы светлым и темно-красным мрамором, пол выложен гранитными плитами красного, черного и серого цветов.

Станция «Белорусская»

Тема художественного оформления станции, открытой в 1952 году, — хозяйство и народная культура Белоруссии. Авторы проекта — архитекторы И.Г. Таранов, Н.А.Быкова, А.А. Марова, З.Ф. Абрамова, и Я.В. Тараржинская. Потолок перронного зала декорирован кессонами с декоративными растительными рельефами внутри и напоминает кессонированные своды древнеримских вилл. По оси свода расположены 12 восьмиугольных потолочных панно, отображающих жизнь белорусского народа, выполненных в технике флорентийской мозаики по эскизам художника Г.И. Опрышко. Декоративный узор пола центрального зала выполнен из полированного гранита в виде традиционной белорусской вышивки.

Станция «Новослободская»

При проектировании станции архитекторы А.Н. Душкин и А.Ф. Стрелков стремились придать облику сооружения что-то сказочное и декоративное, поэтому главным акцентом в оформлении станции стали 32 оригинальных витража из разноцветного стекла, расположенные на пилонах зала и подсвечивающиеся изнутри. Дополнительную выразительность станции придает чередование полукруглых арочных проемов в орнаментальном обрамлении. Внешний вестибюль станции представляет собой подобие античного храма с колоннадой круглых и квадратных колонн перед фасадом. 

Станция «Проспект Мира»

Открытие станции состоялось 30 января 1952 года. С момента открытия и до 1966 года станция носила название «Ботанический сад». Такое название было дано по Главному ботаническому саду АН СССР им. Н.В. Цицина, основанному в 1945 году на территории старинной Останкинской дубравы. Поэтому основной темой в оформлении пространства перронного зала архитекторами проекта В.Г. Гельфрейхом и М.А. Минкусом была выбрана тема природы и роли человека в освоении природных богатств: колонны зала украшены фаянсовыми рельефами на тему "Преобразование природы" скульптора Г.И. Мотовилова с изображениями садоводов, цветоводов и агрономов разных национальностей в обрамлении растительного декора.

В 1966 году станция получила современное название по одноименной улице.

Станция «Комсомольская»

Автором архитектурного проекта станции стал академик архитектуры А.В. Щусев в соавторстве с В.Д. Кокориным. Художественное оформление посвящено теме победы СССР в Великой Отечественной войне и воплощено в грандиозном пространственном построении подземного зала, в богатстве декоративного убранства, в яркости ее цветового и светового решения. Станция украшена монументальными мозаичными панно на своде с изображением героев русской истории и патриотическими сюжетами на тему советского прошлого. 68 колонн перронного зала расположены в два ряда, увенчаны резными мраморными капителями. Зал освещен массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера.

Станция «Курская»

Перронный зал станции «Курская» по сравнению с другими станциями Кольцевой линии оформлен достаточно сдержанно: здесь нет обилия декоративных элементов. Зал оформлен массивными столбами-полуколоннами дорического ордера с широкими пролетами. В центральной части зала в нишах расположены цилиндрические торшеры-светильники из хрусталя. При этом достаточно обильно оформлена входная зона станции: подземный входной вестибюль по центру украшает колонна «каменный цветок» или «сноп изобилия», богато декорированная растительными элементами. Интерьер наземного вестибюля решен как храм Победы: расположенные по кругу 12 колонн завершены скульптурами "советских муз". Авторы проекта станции архитекторы Г.А. Захаров и З.С. Чернышева были удостоены Сталинской премии.

Станция «Таганская»

Станция была открыта в 1950 году, авторами архитектурного проекта станции стали архитекторы К.С. Рыжков, А.А. Медведев. Пилоны станции со стороны центрального зала и платформ украшены во всю высоту неглубокими стрельчатыми нишами с майоликовыми барельефами, изображающими воинов Советской армии, выполненными скульпторами Е.П. Блиновой, П.М. Кожиным, А.Г. Сотниковым, А.Д. Бержитской и З.С. Соколовой. Профили моряков, летчиков, партизан, пехотинцев, кавалеристов и танкистов в круглых медальонах окружены венками, воинскими атрибутами и дополнены изображениями боевых сцен. Треугольная вытянутая форма декоративных пилонных композиций, голубой фон, на котором размещены белые с позолотой рельефы, а также сложные крестовые купола со стрельчатыми кессонами придают залу легкость и увеличивают пространство.

Станция «Павелецкая»

Станция была открыта 1 января 1950 года, архитекторы проекта – Н.Я. Колли, И.Н. Кастель. Отличительной особенностью в оформлении станции «Павелецкая» является сочетание разных сортов мрамора и их цветовой палитры. Пилоны зала выполнены из светлого мрамора "коелга" с включением коричневого с белым мрамора из месторождения Салиэти, выполненного в виде геометрического орнамента. По бокам пилоны оформлены массивными колоннами также из светлого мрамора, но другого оттенка. Завершены колонны капителями коринфского ордера. Отдельными декоративными элементами, дополнительно украшающие станцию, являются ажурные решетки, которые также выполнены из мрамора и находятся в верхней части пилонов станции. В торце зала расположено мозаичное панно из смальты "Рабочий и колхозница" художника П.Д. Корина.

Станция «Добрынинская»

Открытие станции состоялось 1 января 1950 года, и в это время она называлась «Серпуховская» в честь Серпуховской улицы, появившейся в Москве в XVII-XVIII веках как часть дороги на Серпухов. В 1961 году станция была переименована в честь революционера, рабочего-большевика П.Г. Добрынина, памятный бюст которому установлен перед наземным вестибюлем. Художественное убранство перронного зала, выполненное в виде широких ступенчатых арок разной высоты, напоминают порталы древнерусских церквей. Проходы между арками чередуются с глухими нишами, в которых расположены 12 мраморных барельефов на тему труда народов СССР. В торце зала расположено мозаичное панно из смальты "Утро космической эры" работы художника С.А. Павловского.

Станция «Октябрьская»

Основная тема художественного оформления станции посвящена памяти павшим в Великую Отечественную войну: автору проекта станции архитектору Л.М. Полякову удалось создать камерное, почти храмовое пространство, построенное по образцам раннехристианских базилик.  Перронный зал представляет собой образ триумфальной арки, пилоны которого украшены медальонами с изображением воинов Советской армии. По бокам от барельефов расположены массивные бра в виде факелов. Их ритм визуально ведет к торцу зала, выполненного в виде апсиды с предполагаемым алтарем за ажурной металлической решеткой.

Станция «Парк культуры»

Станция расположена недалеко от Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького, поэтому основными мотивами в оформлении станционного ансамбля для архитектора проекта И.Е. Рожина стала тема отдыха советской молодежи. На массивных пилонах перронного зала в нишах расположены барельефы работы И.А. Рабиновича с изображением молодых людей, катающихся на коньках, играющих в шахматы или на музыкальных инструментах. Потолок декорирован лепным орнаментом, ажурные переплетения членят свод на фрагменты, в центре которых расположены розетки.

Станция «Киевская»

Проектирование станции «Киевская» стало завершающим этапом в строительстве Кольцевой линии. С открытием станции в 1954 году метрокольцо замкнулось и стало полноценным транспортным маршрутом внутри московского метрополитена. Месторасположение станции, находящейся рядом с Киевским вокзалом, определило как название, так и облик станции. Авторами архитектурного проекта стали украинские мастера Е.И. Катонин, В.К. Скугарев, Г.Е. Голубев в соавторстве с архитектором А.А. Маровой. Основной темой оформления станции стала украинская культура и тема дружбы русского и украинского народов, воплощенная в сюжетах мозаичных панно из смальты. Каждое панно имеет пышное декоративное обрамление, выполненное в стиле украинского барокко.

Мнения
экспертов:
Голосование завершено
Участвуйте в голосованиях