О проекте

Проект «Активный гражданин» создан как площадка для проведения среди различных групп москвичей голосований в электронной форме по вопросам городского развития.

В настоящее время проект насчитывает более 2 000 000 участников

За четыре года его работы проведено более 3 600 голосований,

реализовано около 1 900 решений.

Среди реализованных решений
по итогам голосований в проекте:

  • 7 сезонов программы «Миллион деревьев»: озеленено почти 8 тыс. московских дворов, высажено почти 700 тыс. новых деревьев и кустарников.
  • Утверждение проектов благоустройства и оценка качества проведенных работ более 100 парковых зон.
  • Утверждение 48 проектов благоустройства в рамках программы «Моя улица».
  • Благоустройство более 1 200 столичных дворов.
  • Выбор дизайна 8 новых станций московского метро.
  • Открытие на базе спортивных школ 11 Центров тестирования детей.
  • Утверждение стандартов детского отдыха, работы городских поликлиник, библиотек, МФЦ.
  • Выбор выпускниками московских школ артистов, которые выступают на их выпускном в Парке Горького.

Подробнее в отчете проекта за 4 года работы


Проектом принято более 100 000 000 мнений горожан.

Без проекта для получения такого
объема обратной связи потребовался бы 71 год работы с обращениями граждан,
направленными в Правительство Москвы
по традиционным каналам.

При этом динамика роста
числа участников проекта
говорит о заинтересованности
москвичей в вовлечении в жизнь
города и принятии решений,
реализуемых городскими
структурами.

За 2017 год к проекту
присоединилось порядка 500 000 участников.

Нас 2 114 701 человек

Развитие функционала

На протяжении всей деятельности проекта велась работа по развитию и расширению его функционала.

Если в мае 2014 года проект стартовал в простом формате – обсуждение вопросов начиналось с общегородских голосований, доступных всем зарегистрированным участникам, то уже через несколько месяцев была реализована возможность обсуждать точечные вопросы, таргетированные на конкретную группу жителей (по месту проживания, возрасту, полу, семейному положению, т.д.).

Кроме того, в «Активном гражданине» ведется регулярная работа по повышению безопасности работы проекта, увеличению его производительности. Ведь мы и наши пользователи должны быть уверены в стабильности и надежности работы этой системы. Сервис, конечно, должен соответствовать современным технологиям и быть удобным, поэтому, например, он регулярно обновляется под новые версии смартфонов.

Особое место в обеспечении работы проекта занимает направление по повышению прозрачности его работы.

Ни один общественный вызов не остался без ответа и усовершенствования проекта. На сегодняшний день реализованы:

  • функционал, позволяющий пользователям, принявшим участие в голосовании, в режиме онлайн следить за дальнейшим ходом обсуждения и с актуальностью в 10 минут получать информацию об общем количестве участников голосования и распределении их мнений между вариантами ответов;
  • доступ к подробной статистике по каждому голосованию с распределением голосов по данным профиля (адрес, округ, район, род деятельности, пол, возраст, семейное положение, количество детей) и по времени голосования;
  • для возможности подтвердить достоверность общих итогов голосования публикуются обезличенные данные по общегородским голосованиям, а их участникам предоставлена возможность проверить, как учтен их голос. Процедура проверки максимально удобна как для участников проекта, так и для незарегистрированных пользователей. Каждый зарегистрированный на портале может самостоятельно проконтролировать как учтен его голос;
  • размещение общего массива данных по прошедшим общегородским голосованиям на портале data.mos.ru (для незарегистрированных в проекте пользователей);

В 2016 году компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела независимый аудит деятельности проекта «Активный гражданин». Эксперты PwC не выявили подозрительных тенденций и отклонений, которые могли бы свидетельствовать о целенаправленном воздействии на ход и результаты голосований, в том числе на проведенные голосования с количеством участников более 300 000.

Среди всех IT-проектов Правительства Москвы «Активный гражданин» первым в ноябре 2017 года перешел на технологию блокчейн.

Голосования стали еще прозрачнее: любой желающий может в реальном времени следить за их результатами. Блокчейн также помогает подтверждать уникальность голосующих.

И конечно, стоит отметить развитие функциональности проекта.

В настоящее время «Активный гражданин», по сути, объединяет в себе несколько самостоятельных продуктов.

Это и возможность проводить публичные слушания в электронном виде, и функционал, позволивший за короткое время (месяц) в 2017 году адресно опросить сотни тысяч москвичей по вопросу реализации программы реновации. Это позволило включить в программу только те дома, жители которых захотели этого. В рамках реализации такой возможности, например, был создан механизм проверки голосов пользователей на возможность (наличие права) участия в голосовании по реновации (подтверждалась личность каждого участника, наличие права собственности или договора социального найма), усилены меры информационной безопасности, а также приняты меры повышенной надежности (система обрабатывала до 2 тысяч запросов к серверу от пользователей в секунду), реализована возможность проверки учета своего голоса независимо от способа голосования (через «Активный гражданин» или путем очного голосования в центрах «Мои документы»). И, безусловно, новинка этого года – сервис «Электронный дом». Он предоставляет жителям любого многоквартирного дома столицы площадку для обсуждения общедомовых вопросов и информирования соседей о важной повестке, самостоятельно определяя темы обсуждений, начиная с вопросов выбора уполномоченных лиц по открытию счетов на капитальный ремонт, заканчивая вопросами установки шлагбаумов во дворах или домофонов в подъездах.

На сегодняшний день проект обладает очевидными преимуществами: широта охвата, скорость выявления мнения, возможность проводить таргетированные опросы, их низкая себестоимость, современная и удобная форма.
Выявление мнений москвичей с помощью проекта – это самый быстрый и экономный способ услышать горожан.

Международный опыт

Проект по масштабам и охвату не имеет мировых аналогов. Также для примера – практически сенсацией в Европе стало объявление этой весной о том, что «летом 2018 года в швейцарском городе Цуг пройдёт пробное муниципальное голосование с использованием блокчейна. С помощью голосования власти планируют проверить работоспособность запущенной в ноябре 2017 года системы digital ID (eID), которая позволит гражданам голосовать с помощью своих мобильных устройств. В системе зарегистрировано 200 пользователей. Граждан спросят, что они думают по поводу фейерверков для предстоящего музыкального фестиваля Lakeside. Также пользователей попросят ответить, должна ли система eID использоваться для голосования в будущем. Поскольку предстоящее голосование пробное, его результаты не будут обязательными для городских властей».
Подробнее

Награды проекта

2017 год

  • «Прометей» – Победитель в номинации «Государство и власть».

2016 год

  • Digital Communication AWARDS – Лауреат в номинации «Мобильные приложения».

2015 год

  • Digital Communication AWARDS – Лауреат в номинации «Мобильные приложения».
  • SABRE Awards EMEA – Победитель в номинации «Проекты для государственных структур».
  • Best m-Government Service Award – Победитель в номинации «Социальная сфера» как лучшее иностранное приложение.
  • «Премия Рунета» – Лауреат в номинации «Государство и общество».
  • «Рейтинг Рунета» – Победитель конкурса мобильных приложений в номинации «Государство и общество».

2014 год

  • RuPoR – гран-при в номинации «Лучший проект в области государственных коммуникаций».
  • CNews AppWARDS – премия в номинации «Лучшее мобильное приложение для госсектора».

Продвижение проекта

Для информирования москвичей о проекте, результатах его работы и развитии привлекаются в основном имеющиеся городские и бесплатные для проекта ресурсы. Так, для информационных кампаний используется городская 5% квота социальной рекламы. Ключевой канал распространения информации в интернете – главный городской портал mos.ru, где в том числе используется центральный баннер в разделе «Услуги». «Активный гражданин» представлен во всех городских учреждениях: школах, поликлиниках, центрах госуслуг «Мои документы», в территориальных отделениях соцзащиты. Задействованы сайты органов исполнительной власти и их подведомственных учреждений: поликлиник, театров, библиотек и др. По темам, интересным родителям или школьникам, мы обращаемся к помощи электронного дневника, а по медицинским вопросам используем сайты и информационные доски городских поликлиник.

Система поощрений

Конечно, отвечая запросам современного общества и интернет-среды, проект реализуется с использованием игровых механик.

Участникам проекта за прохождение голосований начисляются баллы. Набрав 1000 баллов, участник получает статус «Активный гражданин» и возможность обменивать их на услуги и полезные сувениры, пользователи награждаются билетами в театры, музеи, на городские культурные и спортивные мероприятия.

Мы считаем поощрение участников проекта важной составляющей, которая является приятным дополнением к возможности москвичей влиять на развитие города, нашей благодарностью за интерес, ответственность и причастность к жизни столицы.

Самые популярные поощрения

  • Транспорт
    (карта «Тройка», парковки, велопрокат)
  • Сувениры
    (футболки, свитшоты, термокружки, штативы, флешки, зонты и др.)
  • Приглашения на мероприятия
    (театры, музеи, катки, спортивные соревнования)